Замена масла в механической коробке передач – процедура, которую рекомендуется делать для продления срока службы КПП.
Выполнить процедуру вполне можно самостоятельно, если знать, какие инструменты и приспособления для этого потребуются, какую продукцию оптимально использовать, как провести сам процесс замены.
В ряде случаев полностью обновлять жидкость необязательно, достаточно долить ее, но при повышенном износе и при большом пробеге рекомендуется слить старое масло и залить новый материал.
Нужно ли менять масло в МКПП автомобиля
Данная процедура должна проводиться регулярно: работа механической коробки подразумевает постоянное трение движущихся частей, что требует постоянной защиты деталей с помощью смазки.
В ходе функционирования агрегата свойства присадок постепенно ухудшаются, масло может вспениваться, что приводит к ускоренному износу шестеренок и задиру основной передачи.
Если не менять расходные материалы, коробка начнет перегреваться, шуметь, быстрее выйдет из строя: наиболее актуальна проблема для автомобилей, оснащенных передним приводом либо имеющих колесную базу 4х4.
Как правило, замена масла в механической коробке передач машин с задним приводом производится наряду с обновлением жидкости в редукторе, поскольку такие модели сталкиваются с меньшими температурными воздействиями.
Основной задачей замены масла является удаление частиц металлической стружки, извлечение грязи, которая попадает внутрь: посторонние элементы и примеси способны вызвать ускоренный износ шестеренок или привести к заклиниванию.
Крупная стружка может нанести серьезный ущерб, и слив старого масла позволит аккуратно извлечь частицы.
Стоит отметить, что многие современные авто выпускаются с коробками передач, куда залито масло, рассчитанное на полный срок эксплуатации ТС.
Точная длительность этого срока находится под вопросом и не указана в официальных документах, однако европейские производители выпускают машины, отправляя их на списание спустя 5-7 лет эксплуатации.
В России иномарки зачастую эксплуатируются намного дольше, поэтому при длительном использовании такого авто следует менять масло, чтобы продлить срок службы коробки.
Когда менять масло в механической коробке передач: рекомендации мастеров
В ряде случаев, если жидкость не загрязнена, но ее количества недостаточно для правильного функционирования узла, требуется долить масло.
Для этого машину загоняют на яму, очищают отверстия для слива и заливки, свинчивают пробку и проверяют уровень жидкости специальным щупом.
При недостаточном объеме внутрь заливают жидкость до нижней кромки отверстия, для чего применяют специальный шприц.
Понять, когда менять масло в механической коробке передач, можно по следующим признакам:
- Начинаются проблемы со сцеплением, система перестает работать.
- При включенном ДВС слышатся шумы, скрежет, скрип.
- Передачи переключаются со сбоями, процесс проходит сложнее обычного.
Определить необходимость смены жидкости возможно и по пройденному километражу.
Если пробег отечественной машины составил 50-70 тысяч км, требуется обновить масло в коробке передач. Для иномарок этот показатель варьируется в пределах 100-200 тысяч км и зависит от марки автомобиля и его модели.
Замена масла в механической коробке передач: разновидности материалов
Для обслуживания узла могут использоваться жидкости, отличающиеся рядом параметров и составом.
В зависимости от основы выделяют следующие виды масла:
- Синтетические.
Такие расходники отличаются максимальной текучестью, но при сильном нагреве могут случиться утечки жидкости в районе сальников.
Для машин с большим пробегом нежелательно использовать данную разновидность, зато в холодный сезон такое масло менее подвержено застыванию. - Полусинтетические.
Это гибридный вариант между синтетикой и минералкой, сочетающий приемлемую стоимость, среднюю текучесть и продолжительность срока службы. - Минеральные.
Это наиболее дешевая категория масел, пользующаяся популярностью среди любителей экономии.
При выборе минеральной жидкости специалисты рекомендуют делать выбор в пользу продукции с улучшающими присадками, в том числе с повышенным количеством серы в составе.
[information]При заливке расходника нельзя смешивать разные типы жидкостей, поскольку это приведет к поломке узла.[/information]
Расходники также отличаются индексом вязкости, обозначающимся буквой W с соответствующей цифрой: чаще продукция маркируется числами 9, 12, 18 либо 24.
Качество по системе SAE обозначается вместе с индексом вязкости: в этих случаях на упаковке стоит маркировка 75W, 80W, 90W и так далее.
Чем ниже число перед буквой W, тем более масло подходит для эксплуатации в зимний сезон, поскольку может выдержать низкие температуры.
Существует также классификация по вязкости API, соответственно которой маркировка включает буквы GL и цифры от 1 до 5.
Масла GL1-GL3 подходят для старых моделей машин, а GL4-GL5 заливают в КПП современных иномарок, поскольку они соответствуют самым жестким требованиям по износостойкости, охлаждению и антизадирности.
Как заменить масло в механической коробке передач
Для проведения процедуры требуется собрать следующий набор инструментов и расходных материалов:
- Ключи и шестигранники (размер зависит от диаметра болтов, удерживающих защиту картера).
- Воронка или автомобильный шприц для заливки.
- Емкость для слива отработки.
- Свежее масло.
Наиболее просто проводится замена для коробки, которая имеет отверстие для слива.
Процесс выполняют следующим образом:
- Подъем автомобиля на эстакаде либо с помощью домкрата, демонтаж картерной защиты.
- Откручивание сливной пробки (ключ требуется подобрать под размер).
Перед тем как скрутить ее, требуется поставить под низ емкость на 3-5 литров, чтобы отработанная жидкость стекла туда и не испачкала пол гаража или мастерской. - После вытекания отработки слив протирают, а пробку ставят обратно.
Машину требуется опустить, после чего вытащить масляный щуп, очистив его от остатков жидкости губкой либо тряпкой. - С помощью воронки или шприца внутрь закачивают новую жидкость.
Перед тем как заменить масло в механической коробке передач, следует уточнить, какой объем требуется агрегату: количество отличается в зависимости от марки и модели авто.
Посмотреть точный объем масла можно в техническом паспорте машины. - По окончании заливки щуп устанавливают на место.
[ok]Процесс замены жидкости на иномарках более сложен, если модель установленной коробки не рассчитана на обновление расходных материалов и не имеет сливного отверстия. В этом случае крышка картера снимается целиком, старое масло может вылиться.[/ok]
При обновлении жидкости многие советуют залить большее количество: излишки масла будут выдавлены через сальник, а вот недостаток рекомендуется восполнить сразу.
Если уровень при измерении щупом находится ниже середины приспособления, требуется долить масло, иначе срок службы КПП сократится, а переключение передач будет происходить с трудом.
Кроме того, перелив жидкости способствует дополнительной обработке подшипника вторичного вала.
Вывод
Если вы задались вопросом, нужно ли менять масло в МКПП, смело выполняйте процедуру при большом пробеге авто или появлении тревожных признаков неисправности коробки.
Своевременное обновление жидкости способствует увеличению ресурса узла и позволяет снизить риск необходимости замены дорогостоящей КПП, что окупает приобретение даже дорогого масла.
Процедуру можно выполнить самостоятельно, для чего потребуется минимальный набор инструментов и гараж с ямой или подъемником.