В статье мы разберемся, как переключать скорости на механической коробке передач (механике).
Несмотря на широкое распространение автоматических коробок передач самых разных конструкций, классическая механика остается популярной.
Это объясняется не только простотой, дешевизной и надежностью такого агрегата, но и возможностью добиться оптимальной динамики разгона, движения и торможения.
Главное – своевременно и правильно переключать передачи. Научиться этому можно лишь на практике, но сначала следует внимательно изучить теоретические основы управления МКПП. О них и пойдет речь в этой статье.
Факторы, влияющие на выбор передачи
Основная задача КПП – оптимизировать работу ДВС и трансмиссии, приспособить их к конкретной дорожной ситуации.
На низких передачах автомобиль движется с малой скоростью, но крутящий момент на ведущих колесах очень велик, что позволяет трогаться с места, преодолевать уклоны и бездорожье.
Если нужно двигаться быстрее, передачу повышают, разгоняя автомобиль без перегазовки двигателем, но при этом уменьшается тяга на колесах.
Высшие передачи характеризуются максимальной скоростью при минимальной тяге.
Для большинства легковых автомобилей (эксклюзивные авто и спорткары в расчет не берем) актуально следующее соотношение передач и скоростей при движении на ровной дороге с асфальтобетонным покрытием:
- 1-я передача – менее 20 км/ч;
- 2-я передача – от 20 до 40 км/ч;
- 3-я передача – от 40 до 60 км/ч;
- 4-я передача – от 60 до 80 км/ч;
- 5-я передача и выше – более 80 км/ч.
На выбор режима работы МКПП влияет и загруженность автомобиля.
С ростом числа пассажиров и массы груза возрастают требования к тяге, значит, следует двигаться на пониженных передачах.
Примером влияния загруженности транспортного средства на режим работы его трансмиссии является грузовик ЗИЛ-130 – в нем 1-я передача служит исключительно для трогания с места груженого автомобиля, а движение порожнего авто водитель начинает сразу со 2-й передачи.
Как переключать передачи на механике – общие сведения
В основе любого переключения передачи на МКПП лежит одна и та же последовательность действий:
- Выжать педаль сцепления.
- Переместить рычаг коробки передач в нужное положение.
- Отпустить педаль сцепления.
Если попытаться переключить скорость, не выжав сцепление, можно довольно быстро деформировать зубцы шестерен КПП, ведь в момент изменения передачи они будут вращаться со значительным усилием.
Сцепление позволяет на короткий срок отсоединить двигатель от трансмиссии, значит, на валы коробки передач не будет поступать крутящий момент и шестерни можно будет передвинуть без каких-либо нежелательных последствий.
Движения рычага должно быть быстрым, но не резким. Перемещайте рукоять плавно, позволяя шестерням провернуться до требуемого положения и войти в зацепление друг с другом.
Но помните, что пока Вы держите сцепление выжатым, автомобиль движется исключительно по инерции.
На ровной дороге его скорость снижается довольно быстро. Поэтому важно не тратить много времени на переключение.
Разбираясь в том, как переключать передачи на механике, нельзя обойти стороной вопрос правильного включения сцепления после изменения передачи.
Ни в коем случае нельзя бросать педаль – это приведет к быстрому и неравномерному износу дисков сцепления, уменьшению ресурса выжимного подшипника, корзины и других деталей.
Педаль сцепления отпускают плавно, одновременно нажимая на педаль газа, если требуется предотвратить потерю скорости.
Как переключать скорости на механической коробке передач при разгоне и торможении
При разгоне передачи переключают в последовательности от низших к высшим.
В таких условиях основным фактором является обеспечение равномерного движения без «провалов» в показаниях тахометра.
Для этого перед тем, как выжать педаль сцепления, нужно немного увеличить скорость, надавив сильнее на педаль газа и повысив тем самым частоту вращения коленвала ДВС.
Затем выжимают сцепление, перемещают рычаг и плавно отпускают педаль, так же плавно нажимая на акселератор.
Торможение автомобиля может проводиться как с целью снижения скорости движения, так и до полной остановки.
В первом случае сложность заключается в выборе передачи – если нужно уменьшить скорость автомобиля со 100 до 40 км/ч (например, на повороте), понадобиться переключиться с 5-й передачи сразу на 2-ю.
В зависимости от длины тормозного пути выбирают последовательность действий.
Если торможение довольно резкое, следует:
- Выжать педаль сцеплениия и педаль тормоза.
- Дождаться снижения скорости и выполнить маневр.
- Переместить рычаг КПП в положение «2».
- Плавно отпустить педаль сцепления, слегка надавив на газ.
Если же тормозной путь будет длинным (например, на затяжном спуске с малым уклоном), держать сцепление выжатым нерационально.
Лучше выполнить следующую последовательность действий:
- Выжать педаль сцепления.
- Слегка надавить на тормоз или двигаться накатом, теряя скорость.
- Переместить рычаг КПП в нейтральное положение.
- Отпустить педаль сцепления.
- Выполнить маневр или дождаться окончания спуска.
- Включить требуемую передачу по стандартному алгоритму.
Ответ на вопрос о том, как переключать скорости на механической коробке передач во время торможения до полной остановки, куда проще – нужно просто переключиться на нейтралку, предварительно выжав сцепление, и остановить автомобиль.
Переключение скоростей на механической коробке передач в тяжелых дорожных условиях, при обгоне и торможении двигателем
Во время езды по проселочным дорогам, особенно – покрытым гравием или песком, а также любым дорогам после сильного снегопада, нужно следовать правилу «тише едешь – дальше будешь».
Старайтесь не слишком разгонять автомобиль и выберете слегка пониженную передачу (например, держите скорость в 20-25 км/ч на первой).
Это увеличит тягу на ведущих колесах, предотвращая их буксование и повышая курсовую устойчивость автомобиля.
Переключая передачу на более высокую, не бойтесь перегазовывать, иначе рискуете непроизвольно заглушить мотор.
Однако важно помнить, что длительная езда в подобном режиме может привести к перегреву ДВС и отрицательно сказаться на состоянии его комплектующих.
Переключение скоростей на механической коробке передач во время обгона должно обеспечить быстрое ускорение.
Главное здесь – успевать перемещать рычаг до того, как автомобиль с выжатым сцеплением начнет терять скорость.
Важно научиться вовремя и нужной силой жать на газ, отпуская педаль сцепления, чтобы обеспечить максимальную динамику разгона.
А вот о том, как переключать скорости на механической коробке передач во время торможения двигателем, мы расскажем подробнее, ведь ценой ошибки могут стать серьезные поломки силового агрегата.
Торможение двигателем используют для снижения скорости без блокировки колес, которая на скользкой дороге может быть опасна.
Кроме того, такой способ сбавить скорость эффективен при опасности перегрева тормозов на затяжных спусках или в случае поломки тормозной системы.
Рассмотрим алгоритм торможения двигателем:
- Отпустить педаль газа, прекратив подачу топлива в цилиндры и переводя ДВС из режима источника энергии в режим ее потребителя.
- Дождаться падения скорости до минимальной на текущей передаче, выжать сцепление и слегка нажать на газ, компенсируя ударные нагрузки в системе.
- Переключить передачу на низшую и плавно отпустить педаль сцепления.
- Повторять пункты 2-3 до достижения нужного эффекта.
Обратите внимание – при торможении двигателем не загорается стоп-сигнал, что опасно при езде в городе.
Поэтому лучше комбинировать данный способ с классическим торможением, особенно – если нужно остановить автомобиль.
Наглядное пособие
Закрепить информацию поможет просмотр тематических видео – их на современных медиа-сайтах немало.
Вот пример, в котором тема раскрывается полно и доступно:
Видео полезно тем, что позволяет оценить амплитуду и продолжительность перемещения рычага КПП, разобраться с правильным положением руки и ладони, особенностями нажатия на педали сцепления, тормоза и газа.