1 марта 2021 года в России вступили в силу обновленные правила организации техосмотра. Они распространились на автомобилистов, операторов и инспекторов ГИБДД.
Люди еще не привыкли к фотофиксации начала и завершения процедуры, не успели принять юридический запрет на получение диагностической карты дистанционно как получили новый сюрприз от законодателей.
15 июня 2021 года депутаты Нижней палаты приняли в третьем, завершающим чтении законопроект, который снимает обязанность предъявлять диагностическую карту для заключения договора ОСАГО. Президент подписал документ 2 июля, а 22 августа он вступил в законную силу. Но и это еще не все.
Теперь на рассмотрении депутатов находится проект закона, предполагающий перевод технического осмотра автотранспорта на добровольную основу для физических лиц. Фактически это означает отмену процедуры, о важности которой многократно заявляли представители власти и автоэксперты.
Кто инициировал отмену техосмотра в 2021 году
Проект закона подготовлен представителями «Единой России» и первоначально нашел поддержку у членов правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.
После этого он был внесен для рассмотрения в Нижнюю палату, где был одобрен 26 октября 2021 года членами думского комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры.
По словам руководителя комитета Е. Москвичева, документ поддержан для рассмотрения всей Нижней палатой в первом чтении, а до начала 2022 года он будет принят окончательно.
Депутат пояснил, что техосмотр давно перестал выполнять функцию гаранта безопасности на дороге. Большинство водителей относятся к этой процедуре формально и проходят ее только ради покупки полиса автогражданки.
Против нововведения активно выступает Минтранс РФ. Главным аргументом чиновников ведомства выступает безрадостная статистика. Начиная с 2017 года в России увеличивается смертность на дорогах, вызванная технической неисправностью транспортных средств.
Только в 2020 году по этой причине погибли 1223 россиянина. Кроме того, вынужденное закрытие части пунктов техобслуживания может оставить без работы порядка 4,5 тысячи человек.
Зачем хотят отменить техосмотр
Как утверждается в пояснительной записке к проекту закона, возможность участия в аварии легковых авто и мототранспорта с техническими неполадками, успешно прошедших техосмотр, и чьи владельцы имеют действующий договор автогражданки не превышает 1,1% и 0,7% соответственно. Для автобусов данные показатели составляют 5,6%, а для грузовых авто 2,07%.
Россия присоединилась к Венской Конвенции о дорожном движении 1968 года. Она указывает на обязательность проведения периодических техосмотров для грузового автотранспорта и автобусов с разрешенной массой более 3500 кг как условие законной эксплуатации.
С учетом требований документа и худшей статистики по аварийности по этим сегментам транспортных средств предлагается сохранить обязательный технический осмотр. Для легковых авто, мотоциклов, которыми владеют физические лица он должен быть отменен.
Отмена техосмотра 2021 для легковых автомобилей
Техосмотр планируют отменить для всего легкового автотранспорта, мотоциклов, находящихся на праве собственности у физлиц. Транспорт должен использоваться только в личных, а не коммерческих целях.
Владельцы этих категорий ТС сохранят право обращаться за выполнением техосмотра по своему желанию.
В пояснительной записке авторы законодательных поправок указывают, что согласно ПДД владелец автотранспорта обязан прекратить его эксплуатацию при обнаружении неисправностей.
Водитель должен проверить транспортное средство накануне поездки, а находясь в дороге обязан поддерживать исправное состояние независимо от факта наличия технического осмотра.
Исключения из правил
Новый порядок не будет распространяться на случаи эксплуатации авто в качестве такси, для коммерческих перевозок, служебных целей и иной деятельности, приносящей доход.
Сохраняется обязательность техосмотра в случае изменения владельца транспортного средства при условии, если его возраст больше 4 лет (включая год производства). Пока остается не ясным, кто будет ответственен за техосмотр такого ТС при продаже — покупатель или продавец.
В Правительстве РФ пока не комментируют этот момент. Однако можно предположить, что выбор властей падет все же на нового собственника, который будет проходить техосмотр при постановке авто и мототранспорта на учет в Госавтоинспекцию.
Исходя из такой трактовки закона автолюбителю, всю жизнь передвигающемуся на одном авто или мотоцикле, можно вообще забыть про техосмотр. Тем более, что диагностическую карту уже не нужно предъявлять при приобретении полиса ОСАГО.
При этом, если он захочет продать новое авто или с периодом эксплуатации 2-3 года заезжать на пункт технического осмотра также не придется.
Еще одно условие, благодаря которому техосмотр может остаться обязательным — наличие изменений в конструкции ТС и замена ключевых узлов и агрегатов автомобиля/мотоцикла.
Нынешнее состояние дел
До момента отмены техосмотра с этой процедурой связаны около трети жителей РФ. Согласно информации «Единой России», каждый год в среднем проводится 30 млн оценок технического состояния транспортных средств.
После принятия законодательных изменений их количество должно сократиться до 6-8 млн. По официальным данным, в стране эксплуатируется порядка 49 млн легковых авто и мотоциклов. Их них 27 млн единиц имеют возраст менее 10 лет.
За невыполнение требований по прохождению техосмотра предусмотрен штраф в сумме от 500 до 800 рублей. Теоретически наказание выносится за отсутствие диагностической карты по ч.1 ст.12.1 КоАП.
В реальности привлечь к ответственности лицо довольно сложно, так как в перечень обязательных к предъявлению документов сотрудникам Госавтоинспекции диагностическая карта не входит.
С 1 марта 2022 года штраф за езду без техосмотра планируют увеличить до 2 тысяч рублей, однако из-за вероятной отмены процедуры перспективы вынесения этого наказания становятся туманными.
Ссылка на официальные источники:
http://duma.gov.ru/news/52268/
http://sozd.duma.gov.ru/bill/1249892-7#bh_histras