Десять лет назад словосочетание «лучшие китайские кроссоверы и внедорожники» звучало как анекдот. Возникали ассоциации с поддельными кроссовками и пластмассовыми игрушками за десять рублей. Статистика продаж китайских автомобилей растёт, а на дорогах появляются незнакомые названия.
Ямы на дорогах, слякоть и сугробы, рыбалка и дача… Хочется машину повыше, более мощную и дешевую. Выбор для человека среднего достатка ещё десять лет назад был невелик: отечественный автопром или подержаные внедорожники из Европы, США или Японии.
Первые китайские кроссоверы и внедорожники качеством не отличались: через полгода ломались, разваливались, дребезжали, но стоимость самого автомобиля и запчастей перекрывала эти недостатки.
С ростом продаж улучшились и сами машины: китайские производители поняли, что могут сделать деньги на автомобилях, напоминающих топовые марки, но по цене, которая не вызывает тоску или сердечный приступ.
Дизайн таких машин копируется с популярных марок европейских концернов, поэтому в пути бывает трудно разобрать, какой автомобиль едет рядом.
Китайцы не скупятся на дополнительные опции и приятные мелочи: подогрев сидений, подсветка и обогрев зеркал, многофункциональный руль, парктроники и камеры заднего вида, и это за цену от 500 тысяч рублей.
Экономия достигается за счёт качества деталей, краски и упрощения ходовой части. Прежде чем выбирать автомобиль, продумайте цель покупки, от чего вы готовы отказаться, а что — обязательный атрибут.
Традиционно для оценки кроссоверов выделяют следующие параметры:
- Полный привод.
У китайцев может не быть вообще или в некоторых комплектациях. Для экономии топлива у кроссоверов полный привод подключаемый, потому что на дорогах с асфальтовым покрытием его постоянное использование нерационально.
Если вы планируете поездки за город, оцените, хватит ли вам для проходимости только высокого дорожного просвета или полный привод — необходимость.
- Для комфортной езды по ямам, кочкам, лежачим полицейским лучше, если задняя и передняя подвески независимые.
При этом увеличивается стоимость автомобиля.
- Минимальное значение дорожного просвета – 170 мм.
Клиренс выше 20 см негативно влияет на ходовые качества кроссовера по асфальтовым дорогам, поэтому производители придерживаются средних значений около 180 мм.
- Если вы ездите по местности, где дороги нет в буквальном смысле: поля, ручьи, холмы, камни и грязь, то стоит присмотреться к внедорожникам.
С просёлочной, в ямах и рытвинах, но всё же дорогой, отлично справляется кроссовер с полным приводом.
Внедорожник, чтобы оправдать своё название, обязательно должен иметь:
- Полный привод. Он бывает постоянный или подключаемый.
Постоянный – лучше, потому что рассчитан на высокие нагрузки, но повышает стоимость автомобиля. Крутящий момент распределяется в равной пропорции на все оси, у подключаемого – при необходимости и ненадолго.
Для классического внедорожника важна ручная механическая функция переключения. Автоматическая недорогая система при попытках вылезти из месива грязи в лесу перегреет вискомуфту, она выйдет из строя или заблокирует полный привод.
Путешествие грозит перейти в поиски трактора или ожидание эвакутора.
- Понижающую передачу.
При включении скорость автомобиля падает, а мощность и крутящий момент увеличиваются. Это критично при гололёде, грязи, песке, на горе, поездке по камням.
- Надёжную подвеску.
Долговечная и выдерживающая высокие нагрузки подвеска – торсионная или пружинная. Пневматическая обеспечивает плавность хода и комфорт пассажирам, но требует дорогого и частого ремонта в условиях бездорожья.
- Высокий дорожный просвет.
Для внедорожников минимальный клиренс – 200 мм.
Лучшие китайские внедорожники
BAIC Beijing BJ80
В 2012 году компания из КНР BAIC Motor подписала соглашение с Daimler и получила право на использование платформы Mercedes-Benz.
Среди автолюбителей прижилось название «китайский Гелендваген», внешне автомобили очень похожи. Лицензию на двигатели производитель выкупил у General Motors, поэтому внутри автомобиля силовой агрегат разработки SAAB.
В базовой комплектации:
- механическая коробка передач;
- запуск без ключа;
- датчики парковки передний и задний;
- электроприводной люк в крыше;
- ксеноновые фары;
- камера заднего вида;
- двухзонный климат-контроль
За доплату автомобиль приобретает дополнительные опции:
- Спинки задних кресел наклоняются.
- Шестиступенчатая коробка-автомат.
- Вентилируемый капот.
- Салон из кожезаменителя.
Особенности:
- Привод постоянный полный.
- Пониженная передача.
- Дорожный просвет 215 мм.
- Подвеска пружинная, передняя – независимая многорычажная, задняя – зависимая.
Плюсы:
- Габариты больше, чем у Гелендвагена, с которого скопирован автомобиль.
- Запас места между сиденьями первого и второго ряда подходит для удобного размещения пассажиров ростом выше 180 см.
Минусы:
- Электронная имитация блокировок межосевого дифференциала на бензиновом двигателе и полное отсутствие на дизельном.
Это означает, что препятствия придётся проезжать с прямо стоящими колёсами на дизеле, а на автомобиле с бензиновым двигателем – на оборотах 2000-2500
Great Wall Haval h9
Позиционируется производителем как «настоящий рамный внедорожник для любых дорог». Обозреватели и тестировщики считают, что Haval – лучшие китайские внедорожники, правда, обязательно упоминают цену выше 2 миллионов рублей.
Прототипом для создания машины послужил автомобиль Toyota Land Cruiser Prado. Производится в Китае на заводе в Сюйшуе, там штампуют детали кузова, затем сваривают, собирают и красят.
Цехи роботизированы, а тестирование производится на немецком оборудовании, поэтому автомобиль отличается точной подгонкой деталей.
Так как Haval h9 занимает нишу премиум-сегмента, у него присутствуют сопутствующие званию люксового автомобиля детали:
- биксеноновые фары с омывателями;
- подогреваемые зеркала с электронным приводом;
- люк на крыше;
- лазерная подсветка нижней части дверей;
- кнопочный запуск двигателя;
- водительское кресло регулируется в 8-ми направлениях, а переднее пассажирское в 4-х;
- цветной 8-дюймовый сенсорный дисплей;
- трехзонный климат-контроль;
- Бензиновый 2,0 л или дизельный 3,0 двигатель;
Особенности:
- Рамная конструкция кузова.
- Подключаемый через вискомуфту полный привод.
- Дорожный просвет 209-230 мм.
- Понижающая передача.
Плюсы:
- Подвеска пружинная, по отзывам тестировщиков, обеспечивает отличную плавность хода, сравнимую с Lexus RX200 и Jeep Grand Cherokee SRT8.
Передняя – независимая, задняя – зависимая.
Минусы:
- Водители ростом выше 185-190 см испытывают неудобство ограничения по продольной регулировке сиденья.
- Высокая линия капота ухудшает обзор на бездорожье.
- Интуитивно непонятная мультимедийная система через которую включается климат-контроль и подогрев сидений. Если экран сломается, согреть зимой кресло будет невозможно.
- Отсутствие задней жёсткой блокировки в базовой комплектации для России.
Лучшие китайские кроссоверы
Great Wall haval h6
В 2016 году в Китае продано 580 тысяч автомобилей этой марки, это первое место среди кроссоверов, второе место занял GAC Trumpchi GS4 с результатом 326 тысяч. Дизайн интерьера и экстерьера скопирован с Honda CR-V.
Особенности:
- Бензиновый или дизельный двигатель 150 л.с.
- Дорожный просвет 180 мм.
- Передняя и задняя подвески независимые, пружинные, обеспечивают мягкость хода по асфальту и по грунтовой дороге.
Плюсы:
- Камера в правом зеркале для слежения за бордюром при парковке.
- Большие зеркала заднего вида.
- Мягкая педаль сцепления.
- Фары омываются специальной кнопкой.
Минусы:
- Подключаемый полный привод предусмотрен только с механической коробкой передач.
- В салоне слышен шум двигателя, при этом внешние звуки изолируются хорошо.
Lifan X60
Лифан в переводе с китайского означает «идти на всех парусах». Изначально компания ремонтировала и выпускала мотоциклы, потом стала производить грузовики и легковые автомобили.
В России собирают машины лифан в Карачаево-Черкессии на заводе «Дервейс», строятся ещё два завода: в Липецке и в Ставрополе. Модель Лифан Х60 – самая продаваемая китайская машина в России в 2016 году по заявлению агентства «Автостат».
Особенности:
- Дорожный просвет 179 мм.
- Коробка передач механическая или вариатор.
- Несмотря на уверения производителя с 2013 года, что у Лифан Х60 появится полный привод после рестайлинга, пока привод только передний.
- Подвеска независимая. По отзывам владельцев, хорошо справляется со своей работой на ухабах загородных дорог.
Плюсы:
- Цена ниже 1 млн рублей.
- Средний расход бензина 6-9 л на 100 км.
- Большие зеркала заднего вида.
Минусы:
- Отсутствие полного привода.
Предназначение кроссовера, как смеси легкового автомобиля и внедорожника – комфорт в городе и на загородных дорогах. С передним приводом это легковая машина увеличенного размера с высоким клиренсом. - Снижающаяся крыша над головами пассажиров заднего ряда.
Человек выше 185-190 см упрётся головой в потолок. - Плохая шумоизоляция.
Этот недостаток отмечается в большинстве интернет-отзывов автовладельцев Lifan X60.
Changan CS35
Changan Automobile group – третий по количеству автомобилей производитель в Китае. Дизайн автомобилей заказывает у итальянских дизайнеров, а ходовую часть разрабатывают в собственных лабораториях и при помощи иностранных инженеров.
Полагаясь на эти факты, «Скоробей» — так переводится Changan с китайского – позиционирует свои автомобили как лучшие китайские кроссоверы.
Компания основана более 150 лет назад, в 1862 году, а на российский рынок вышла только в 2013. С 2016 года автомобили Changan для России собирают в Липецкой области.
Особенности:
- Нет полного привода.
- Подвеска передняя независимая, задняя – полузависимая, торсионная. Хорошо справляется с неровностями на дороге.
- Дорожный просвет 180 мм.
- В люксовой комплектации автоматическая коробка передач.
- Двигатель одного вида – бензиновый.
Плюсы:
- Двухконтурная тормозная система дополнена системами активной безопасности ABS, EBD и BAS.
- Соотношение цена/качество считается одним из лучших для китайских кроссоверов.
- Лёгкий руль благодаря электроусилителю.
Минусы:
- Если водитель ростом 185-190 см и выше, при отодвигании сиденья назад пассажиру сзади остаётся мало места для ног.
При этом руль не регулируется по высоте, что может создать дополнительное неудобство. - Регулировка передних сидений ручная, в трёх направлениях.
- Шумы снаружи проникают в салон автомобиля.
- Владельцы отмечают приятный интерьер и в то же время низкое качество материалов.
Через год использования протираются кожаные сиденья, замечены неровности покраски, ломаются пластиковые детали
Китайские машины чаще всего создаются для внутреннего рынка, поэтому многие названия марок незнакомы автолюбителям из других стран.
У большинства экспортируемых из Китая кроссоверов нет полного привода даже в планах производителя, зато у них европейский дизайн и опции премиум-сегмента, призванные приносить радость находящимся в автомобиле.
На данный момент лучшие китайские кроссоверы и внедорожники производит компания Great Wall, но стремительное развитие китайского автопрома не гарантирует ей прочности занятых позиций.