От вашего решения, когда менять масло в автоматической коробке передач, каким способом и как часто, зависит срок жизни этого важного и дорого механизма в машине.
Нужно ли менять масло в АКПП
Самый надёжный способ найти достоверную информацию об обслуживании автоматической коробки передач (АКПП) вашего автомобиля – это заглянуть в руководство по эксплуатации.
Хотя и там встречаются спорные моменты. Если же руководство и сервисная книжка где-то затерялись, то вам точно нужно прочитать эту статью.
Зарубежные производители утверждают, что в течение всего срока эксплуатации современного авто масло в АКПП (его ещё называют ATF и трансмиссионная жидкость) не требует замены.
При этом следует учитывать, что расчётный жизненный цикл такой машины – около 150 тысяч километров или 3-5 лет в идеальных условиях эксплуатации.
То есть без учёта экстремальных и просто тяжёлых условий использования автомобиля:
- режим «старт-стоп» в условиях города;
- динамичная езда с быстрым набором скорости и резкими торможениями;
- большие температурные скачки, работа при очень низких и высоких температурах (что характерно для России);
- езда по бездорожью;
- предельные нагрузки при полной загрузке.
По истечению срока гарантийного обслуживания машина отправляется на капремонт, на переработку или продаётся в менее богатые страны. Так работает автомобильный рынок на Западе.
ATF не контактирует с элементами сгорания, поэтому «живёт» дольше моторного. Но оно также не защищено от грязи, воды и продуктов механического износа элементов АКПП.
Специальные внутренние фильтры, если их не менять, забиваются различным мусором. Это негативно влияет на работу масляного насоса.
Из-за перегревов коробки и времени присадки в масле теряют свои смазывающие свойства. В результате, трение механических компонентов АКПП становится сильнее – уровень масла падает, его износ усиливается.
Если своевременно не менять ATF и фильтры в коробке передач, это может привести к поломкам клапанов, электронных элементов и выходу из строя всей АКПП.
Нужно ли менять масло в АКПП? Пока российские дороги далеко не идеален, а климат экстремально переменчив, однозначно – да. Причём как водителям новых, так и поддержанных автомобилей.
Частичная или полная замена масла в АКПП
Когда менять масло в АКПП нужно без промедлений и решение созрело, необходимо определиться, как это сделать.
Существует 3 способа:
- Полная замена: методом прокачки или вытеснения.
- Частичная смена жидкости.
- Замена жидкости совместно с чисткой гидроблока и его тестированием.
Первый способ является самым лучшим. Полное обновление трансмиссионной жидкости – это избавление от всех продуктов износа, гарантия сохранения полезных свойств новой жидкости и 40-50 тысяч километров пробега со спокойно душой за АКПП.
Однако это и самый рисковый способ, если на работу коробки передач были какие-либо нарекания. Закачка более 90% новой ATF обостряет все проблемы в работе механизма – вплоть до необходимости сервисного ремонта коробки.
Частичная замена – это щадящий способ продления жизни коробки передач. ATF меняется без использования насоса, то есть сливается только то, что сливается. Загрязнённая жидкость «разбавляется», её полезные свойства несколько повышаются.
Преимущества этого способа:
- узлы коробки продолжают работать в привычном режиме;
- он не требует специального оборудования;
- необходимо меньше литров новой жидкости.
В целом, такая процедура может оказаться более экономичной, чем полная замена. Обычно её проводят в 2-3 этапа, чтобы «вымыть» максимальное количество старой жидкости.
Если проблемы в работе коробки очевидны и уже давно были замечены, то замену масла следует совместить с чисткой гидроблока и установкой новых прокладок.
Однако этот способ сэкономить подходит только для автомобилей, на которых легко снять картер АКПП и гидроблок. Часто такой «ремонт» коробки приводит к её полной поломке.
Когда менять масло в автоматической коробке передач
Если в руководстве по эксплуатации автомобиля не написано о «пожизненном ресурсе» ATF, то в нём должен быть указан примерный пробег или временной период, после которого масло необходимо поменять.
Причины для замены трансмиссионной жидкости могут быть следующие:
- покупка машины с рук с «серой» историей и непонятными записями в сервисной книжке;
- утечка ATF;
- новый автомобиль проехал 50-60 тысяч (3-5 лет);
- после первой замены – каждые 60 тысяч пробега в стандартных условиях или 30 тысяч – при эксплуатации с повышенными нагрузками;
- неудовлетворительное качество жидкости при визуальном (цвет, запах, наличие твёрдых материалов) или сервисном осмотре.
Проверять уровень жидкости в коробке передач рекомендуется каждые 30 000 километров.
Частота замены масла в АПКК напрямую зависит от характера эксплуатации автомобиля (обычная загрузка, стиль вождения) и внешних факторов (температура, влажность и т.п.).
Сколько нужно масла для замены в АКПП
В зависимости от устройства автоматической трансмиссии, года выпуска авто и его модели объём ATF может различаться на 1-3 литра.
Для полной замены старого масла может понадобиться от 6 до 9 литров нового. Точный объём АПКК указан в руководстве к автомобилю.
При частичной замене без использования насоса обычно удаётся слить 30-50% от общего объёма ATF.
Однако, учитывая, что жидкость придётся сливать 2-3 раза, то нужно быть готовым к покупке масла на 1,5 объёма коробки вашего авто.
Типы, виды и спецификация ATF
В автоматических коробках ATF выполняет ещё и функции гидравлической жидкости, поэтому требования к нему выше, чем на механике. Основные требуемые свойства: высокий индекс вязкости и стойкость к окислению, отсутствие пенообразования.
В зависимости от основы ATF, выделяют 3 типа. Каждый тип масла обладает своими свойствами и характеристиками:
- Синтетическое обладает хорошей текучестью и малой восприимчивостью к смене температуры за бортом автомобиля.
Оно содержит высококачественные современные присадки, которые повышают устойчивость механизмов к физическому воздействию, но стоит довольно дорого. - Минеральное намного проще по своему составу, что позитивно отражается на стоимости.
Однако присадки таких ATF содержат много серы. - Полусинтетическое – это комбинация двух предыдущих типов, средний вариант по цене и качеству.
Также трансмиссионные масла принято различать по брендам и производителям.
Выделяют:
- оригинальные масла;
- рекомендованные производителям;
- универсальные.
Наиболее существенно они разнятся ценой, а также качеством и эффективностью присадок.
Масла для АКПП обычно классифицируются по двум спецификациям: Dextron и Mercon. В большинстве современных автоматических трансмиссий использует тип Dextron III или Mercon первого поколения.
В рамках спецификаций ATF классифицируют по вязкости:
- API – включает 7 групп, различных по свойствам и характеристикам;
- SAE – включает 3 группы: зима, лето, всесезонка.
Главное при выборе класса масла — доливать или полностью менять жидкость в коробке на более низкую классом противопоказано! Также не рекомендуется смешивать классы.
Поэтому при прохождении сервисного обслуживания очень важно следить и настаивать на том, чтобы автослесарь вписывал название масла, которое он заливает в машину, в сервисную книжку. Иначе потом могут возникнуть проблемы.
Главный принцип обслуживания автомобиля
Теперь вы знаете, когда менять масло в автоматической коробке передач, и какие последствия могут наступить, если этого не делать.
Как не удивительно, один из самых важных принципов в обслуживании автомобиля – это систематический и тщательный сбор информации о том, как, когда и что заливалось в ту или иную ёмкость.
Не откладывайте, начните это делать прямо сейчас – и ваш автомобиль ещё долго прослужит вам и не потеряет в цене при продаже.